эпиграф




В силу осознаваемой и глубоко ощущаемой своей низкой образованности усугубленной комплексом периферийной ограниченности, я по мере возможности стараюсь посещать различные музей, выставки и т.п. К знатокам и понимателям искусства себя причислить никогда не посмею.
В целом, всё моё восприятие сводится к банальной оценке входит/не входит. И это субъективное отношение. Но, всё что попадает в категорию «не входит», не отвергается напрочь, а, наверное, подвергается ещё большему анализу с культурологической, искусствоведческой и др. т.з. для того чтобы постараться понять, почему это произведение выставлено на обозрение. Это ведь важно. Раз оно выставлено, значит, в нём есть то, что позволяет отнести «это» к искусству. И только то, о чём сказано в первом предложении данного текста, не позволяет мне принять это, прочувствовать, восхититься и т.п.
И в большинстве случаев я это «то» нахожу, отмечаю, понимаю. И в принципе, внутренняя гармония не рушится. Ну, не понравилось мне лично – да, не вошло. Но вот же я вижу, что сделано талантливо (в том смысле, что не повторит это каждый, либо в том смысле, что автор стал первым, кто это открыл, исполнил и т.п.), что это действительно искусство и оно не зря занимает своё место для общего обозрения.
И всё бы хорошо, но вот зреет у меня и разгорается всё больше внутренний конфликт по отношению к т.н. «современному искусству». Хотя нет, это я, конечно, уж загнул. Конечно же, к отдельным его проявлениям. Просто, видимо, либо этих проявлений становится всё больше и больше, либо я стал с ними чаще сталкиваться.
Первый ещё не осознанные ощущения у меня появились, помнится, когда я увидел (не в живую, правда) как некий Кулик разделся догола, привязал себя на цепь, лаял и просался на людей, изображая видимо широко известную фразу «осторожно злая собака». И при этом, комментируя это действо, его называли художников, причём, насколько я смог понять, значительным, перспективным и т.п. Хотя с т.з. УПК это больше походило на хулиганство. ))) Я много позже, будучи на сборной выставке, демонстрируемой у нас в городе, видел запись этого поведения среди других его работ. Т.е., понял я, «произведение» не теряет актуальности, живёт и культивируется автором.
А окончательно эти ощущения обрели стадию внутреннего конфликта во время моей последней поездки, в течение которой мне удалось посетить и музеи современного искусства и крупную выставку произведений Жана-Мишеля Баския
И вот прохаживаюсь я по выставке Баския, и ну совсем ничего не понимаю. И хочется мне увидеть и поговорить с тем человеком, который бы сказал: вот это произведение ему нравится, а вот это он с удовольствием повесит у себя дома, а всё это собрание произведений данного художника в одном месте единовременно настолько переполняет его чувства, что он близок к катарсису. Но не нахожу я такого человека. Хотя подозреваю, что, видимо, они здесь есть. Да жаль все они французы и уж очень увлечены объяснениями различным группам (и туристам, и студентам, и школьникам). И не похоже, чтобы они высказывались критически. Скорее наоборот, нахваливают и восхищаются. Да, я бы и послушал, прибившись к какой-нибудь группе, да не владею французским.
Хожу я хожу, осуществляю усиленную внутреннюю работу над собой, мысли и чувства мобилизованы… И лезут в голову всякие нехорошие мысли, через которые сам себе пытаюсь объяснить «величие» этого художника.
И вырисовывается такое представление.
Вот есть некая условная тусовка. Кто-то в ней картины пишет, кто-то лепит, кто-то отливает, а кто-то всё это комментирует. И вот последние (критики) обладают силой и возможностью формировать мнение у потребителей (употребляю этот термин в самом широком смысле, не ограничиваясь теми, кто совершает покупки). И у них (критиков) между собой ведь тоже конкуренция. И авторитеты там есть, мнение которых значительно весомее десятков других.
Представим, что один из таких «авторитетных» встал напротив вот этого http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-10/1286523411_007.jpg, или вот этого http://www.rom1.fr/chris_blog/wp-content/uploads/2011/07/1960_basquiat.jpg и, уж не знаю в силу чего: того, что ему самому для поддержания собственной значимости необходима «новая волна»; или того, что он с похмелья и чувствует себя паршиво; и заявит: «это гениально!». Все вначале обернутся, конечно же, в недоумении: дескать, чего это с ним? Но он-то начнёт объяснять: как, вы разве не видите? это же новое слово, это же новая струя, это же свежий воздух, это же…, это же…, это же…
Его, конечно, послушали. Он – вор критик авторитетный. Но, как-то уж тут совсем не туда, подумало большинство. Но не все. А пара-тройка начинающих, которым-то тоже хочется в авторитетные выбиться или увядающий, который хочет в авторитетных остаться, подхватят, захотев поднять свои рейтинги за счёт мнения этого «оригинала». И начнут вторить этой оценке. И полетело-закрутилось как снежный ком. И вот, художник уже моден, популярен и т.п.
И не нужно забывать, что это ещё и большой бизнес. А любой бизнесмен Вам скажет, что без маркетинга в наше время продать, конечно, можно, но не факт и не столь успешно. А что такое маркетинг как не формирование мнения у потребителя? А что такое критика в искусстве как не маркетинг? А что сделать, если ты сегодня вложил деньги в какую-то работу и хочешь повысить её капитализацию? Правильно. Раскручивать через маркетинг критиков автора/работу, повышать её стоимость.
В общем, ушёл я в растрепанных чувствах с этой выставки.
А через пару дней стоял я в Центре Помпиду перед этой инсталляцией инсталляцией и невольно подумалось: так у меня оказывается, практически каждый день дома произведение искусства, ибо бардак ещё и похлеще бывает. И недоумевал я от порезанных как колбаса контрабасов, от спрессованного и залитого прозрачной жижей мусора, от сгоревшей комнаты и т.д. и т.д.

И поселилась во мне тоска. Что же я такой необразованный, далёкий (в географическом и эстетическом смыслах), а объяснить-то, рассказать, на путь истинный наставить некому… )))